Задержка психоречевого развития у детей (ЗПРР) – группа расстройств, при которых освоение навыками устной и зачастую письменной речи запаздывает по сравнению с возрастными нормами. При таком состоянии у малышей не хватает словарного запаса, они не способны к экспрессивной речи. О ЗПРР говорят, если в 2 года ребенок не произносит слов, а к 3 годам у него не сформирована связная речь. Развитие речи в норме Ребенок в своем формировании проходит определенные, напрямую связанные с возрастом, этапы становления речи. Первый крик слышен в течение минуты после рождения. На первом году жизни малыш проходит подготовительный период: • гуление – с 1,5 до 2-х месяцев; • лепет – с 4-5 месяцев; • лепетные слова – с 7,5-8 месяцев; • первые слова – у девочек с 9-10 месяцев, у мальчиков с 11 месяцев или 1 года. В 1 год в норме малыш умеет произносить около 10 простых слов («мама, папа, дядя, баба») и отлично понимает обращенную речь. Ребенок не назовет, но может принести или показать обыденные предметы: мячик, ложку, чашку и т.д. В полтора года или 1 год 8 месяцев происходит скачкообразное использование слов, которые находились в пассивном запасе (то есть, ребенок понимал значение, но не мог произнести). Такое событие называется «лексическим взрывом». Скорость формирования активной речи варьирует у разных детей, но существуют конкретные ориентиры: • в полтора года должен быть указательный жест пальцем и полное понимание обращенных слов; • в 3 года должна быть связная речь (мы идем к бабушке, в зоопарке живет слон и подобное). • Отклонения в ту или иную сторону допускаются небольшие: для девочек на 2-3 месяца, для мальчиков на 4-5 месяцев. Общий словарный запас в норме составляет в 3 года от 500 до 800 слов, в 4 – от 1000 до 1500. Причины задержки речевого развития у детей Причины задержки развития речи у детей подразделяются на 2 большие группы: медицинские (органические) и социальные. Органические причины Медицинские факторы – это различные патологические процессы, затрагивающие головной мозг внутриутробно либо в раннем детстве. В эту группу входят: • последствия внутриутробной гипоксии, тяжелых родов, асфиксии, инфекций, гипотрофии, недоношенности; • тяжелые и/или хронические заболевания, инфекционное поражение центральной нервной системы (менингит, энцефалит); • наследственность: если один из родителей заговорил поздно, то с большой долей вероятности то же самое будет и у ребенка; • тугоухость: речь формируется за счет подражания, и снижение слуха становится непреодолимым препятствием. Причинами ЗПРР у ребенка могут стать различные патологии, затрудняющие формирование артикуляционного аппарата, например, «заячья губа», «волчья пасть», недоразвитие нижней челюсти и т.д. Социальные причины Социальные факторы – это педагогическая запущенность, недостаток семейного общения, проживания в иноязычной среде. Педагогическая запущенность формируется, если ребенок предоставлен сам себе, с ним никто не занимается, семейные контакты имеют формальный характер. Это «трудные» дети, которым свойственны поведенческие расстройства. Недостаток семейного общения – патологический стереотип поведения, при котором нет прямого общения между родственниками. Не обсуждаются насущные проблемы, нет семейных праздников, устоявшихся традиций. Люди просто живут под одной крышей, не развивая духовное родство и практически не общаясь. Смена страны проживания в раннем детском возрасте и билингвизм тоже может задерживать развитие. Если дома говорят на одном языке, а в детском коллективе и на улице – на другом, ребенку очень трудно освоить речевые навыки, почему постепенно и развивается ЗПРР. Мешать становлению может неопределенность доминирования руки: праворукость, леворукость или амбидекстрия, что связано с преобладанием активности одного из полушарий. Если ребенок долго не может определиться, то возникает синдром задержки речевого развития. Вредит и гиперопека: если у малыша нет необходимости говорить, поскольку все его желания предугадываются и мгновенно исполняются, то и трудиться незачем.
Симптомы задержки речевого развития у детей
Первые признаки ЗПРР, как правило, отмечают родители ребенка или люди из близкого окружения семьи. Обратиться к специалисту необходимо, если малыш:
• на первом году жизни молчит или произносит однотипные звуки;
• не показывает реакции на обращенные слова в 1 год;
• демонстрирует слабые попытки повторить услышанное слово в полтора года;
• в полтора-два года не может показать названный взрослыми предмет;
• в 2 года не говорит ни одного слова;
• в 2,5-3 года не строит простых фраз (дай яблоко, хочу пить);
• в 3 года повторяет готовые фразы из мультфильмов или книжек, но самостоятельной речи нет;
• использует жесты и мимику взамен речи.
Такие временные рамки являются ориентировочными, поскольку некоторые малыши взрослеют чуть медленнее сверстников. Тем не менее, при появлении даже неявных симптомов задержки психоречевого развития у детей стоит обратиться за профессиональной помощью.
Диагностика включает комплексное обследование группой специалистов для выявления всех особенностей детей с задержкой речевого развития. В нее обязательно входит педиатр, детский невролог, ЛОР, логопед и по ситуации детский психолог.
Опубликовано: 18.04.2024